Престольный праздник

Успения пресвятой Богородицы (28 августа н. ст.)

 

 

Строительство Собора Успения Пресвятой Богородицы в г. Речице началось еще в 18 веке. Изначально это было деревянное строение Воскресенской церкви (точная дата строительства неизвестна), истоки которой теряются в далеком прошлом. В 1794 г. ей, в то время униатской, было дано название соборного храма. В период воссоединения униатов с Православной Церковью, правительство стало следить за состоянием церквей в Западном крае.  Речицкий Воскресенский храм был маловместительным. Деревянное строение ветшало. Правительство решило построить новый каменный храм. В 1838 году Управление путей сообщения и общественных зданий утвердило план нового строения и смету в размере 26135 руб. 23 коп.  Подряд на возведения православной святыни был передан двум предпринимателям: виленскому купцу Соловейчику и минскому – Гурвичу. Они в свою очередь уступили строительство минским мещанам. 18 февраля 1842 г. Минская духовная консистория, со своей стороны, и подрядчики – минские купцы подписали контракт на строительство новой церкви.  Каменный собор с колокольней планировалось построить за три года. Первым строителем этого храма был Речицкий житель Гец. Возведение самого собора началось в 1842г. Уже в следующем году, в ночь с 28 на 29 октября строящаяся при нем колокольня неожиданно разрушилась и, падая, повредила церковь почти до основания. Начались долгие судебные разбирательства. Недобросовестный подрядчик исчез. Денег на строительство не осталось. Храм простоял в руинах более 20 лет.

В 1864 г. подряд на строительство храма получил минский купец и городской глава Свечников. Он выдвинул ряд условий: во-первых – необходимо было перечислить ему деньги в сумме 14231 руб. 49 коп.; во-вторых, Свечников требовал использовать рабочих, которые под его руководством уже занимались постройкой других церквей; в-третьих – работы должны были выполняться по его плану. Епархиальное управление согласилось на все условия. Работу взял под контроль минский генерал-губернатор М.Н. Муравьев. Казалось, святыня снова восстанет из руин, но в 1866 г. Свечников неожиданно обанкротился, и строительные работы приостановили. Помощь последовала от минского губернатора Токарева, который прибыл в Речицу для ревизии присутственных мест. Он создал для достройки храма строительный комитет и выделил деньги в размере 6582 руб. ассигнациями. 11 июня 1872 г. соборный храм был освящен Преосвященным Александром, епископом Минским и Бобруйским, в честь Успения Пресвятой Богородицы. Событие было отмечено великим князем Александром Александровичем (будущим императором Александром III), который передал Речицкому храму позолоченную дарохранительницу. При освещении присутствовал статский советник Владимир Николаевич Токарев. После возведения нового собора, Воскресенскую церковь в 1876 году разобрали и перенесли на городское кладбище.

 

Новый храм имел вид продолговатого креста, средокрестие выделялось полусферическим открытым куполом, во фронтовой части находилась колокольня. Крыша была покрыта железом и окрашена масляной краской, окна располагались в два ряда; имелись три дверных проема – главный и симметричные боковые. Здание не отапливалось.

«Минские Епархиальные ведомости» это событие освятили следующим образом:

«10 июня Преосвященнейший, в 11 часу дня, прибыл в Горваль, где заметным усердием священника к благолепию храма остался доволен, и посетил его дом.

В Речицу из Горваля Его Преосвященство прибыл, в 3 часа по полудни. В старой соборной Воскресенской церкви ожидало своего Архипастыря все духовенство, народ и много высших чиновников, как местных, так и прибывших к торжеству освящения ново построенного собора. При входе в соборную церковь, когда Владыка облекся в мантию, соборный священник Евдоким Мигай приветствовал Его Преосвященство речью.

После краткого молебствия Архипастырь, преподавши святительское благословение всем и каждому, отправился в дом соборного протоиерея.

Ровно в 6 часов по полудни началось всенощное бдение, которое изволил совершать Преосвященнейший в сослужении четырёх протоиереев и шестнадцати священников. Ко всенощной прибыл и Его Превосходительство Господин Начальник губернии со всеми чиновниками. Всенощное бдение окончилось в 91/2 часов вечера.

На другой день, 11 числа, в 91/2 часов утра раздался торжественный благовест соборного колокола, призывавший православных к торжеству освящения храма. Приятно и радостно было христианскому сердцу видеть, с какою любовью, с каким радостным настроением духа и сердца спешил народ православный в ново созданный храм, чтобы видеть торжество освящения и в первый раз помолиться в нём вместе с своим Архипастырем. Минуты были торжественны. Громадный собор в несколько минут битвом был набит и вместил в себе сплошную двухтысячную массу народа, отделённого стенами храма от другой двухтысячной массы народа, стоявшего на церковном погосте. Ровно в 10 часов прибыл в собор Преосвященнейший Архипастырь и в сослужении трёх протоиереев (местный не участвовал) и трёх священников начал чин освящения собора, по окончании которого в торжественной процессии со всем духовенством (четыре протоиерея и двадцать священников), сопровождаемой Господином Начальником губернии, всеми чинами, как местными, так и прибывшими к торжеству, а также четырех тысячною массою народа, при колокольном звоне в обоих храмах, при стройно величественном музыкальном пении Архиерейского хора, отправился за святыми мощами в старую соборную церковь.

Торжественный крестный ход был так величествен, что многие в восторге отъ избытка радостных чувств плакали. Крестный ход из старого собора другою улицею возвратился в новый, собор, где Его Преосвященство изволил отслужить первую торжественную литургию, а после оной благодарственный Господу Богу молебен с провозглашением многолетия Государю Императору, Царствующему Дому, Святейшему Синоду, Преосвященнейшему Александру, строителям храма и всем православным христианам. Во время чтения часов пред литургией посвящены в стихарь и. д. псаломщиков Бирюкович, Леонович, Смородский и Мигай.

На литургии награждены набедренниками священники: Евфим Перепеча, Иоанн Москалевич, Михаил Загоровский и Платон Бирюкович, а Брагинский священник Максим Еремич возведён в сан протоиерея. Вовремя причастна священником Евдокимом Мигаем сказано было слово.

По окончании торжества Его Преосвященство и Его Превосходительство в сопровождены местных властей и духовенства изволили осматривать старый соборный храм и Николаевскую ветхую церковь, неудобную к починке. При этом случае местный священник Соловьевич заявил желание соединить свой приход с приходом соборным с тем, чтобы при соборе было кроме протоиерея два священника. Это заявление одобрено Архипастырем и Начальником губернии.

Отсюда Преосвященный и Губернатор изволили отправиться на обед. После обеда Его Преосвященство возвратился в дом местного протоиерея Байковского, где изволил ночевать. 12 июня в 8 часов утра Архипастырь, благословив пастырей и пасомых, напутствуемый искренними их благо желаниями, при колокольном трезвоне выехал из Речицы, и изволил направить свое путешествие в Бобруйское благочиние».

Изначально это была крестово-купольная постройка, увенчанная мощным барабаном с луковичным куполом и золоченым крестом. Башенообразная звонница завершалась металлическим шатром. Фасады здания украшала декоративная штукатурка. Иконостас состоял из 18 икон в золоченых рамах. Из утвари наиболее ценными были: три потира, «дискос с лжицею и звездицею», два креста, дарохранительница, пожертвованная «Его Императорским Высочеством Государем наследником Александром Александровичем на поминовение Цесаревича Николая Александровича». В храме хранились три Евангелия, метрические книги с 1786 г и приходские реестры с 1805 г. Колокольня имела четыре колокола.

В состав прихода входили мещане г. Речицы и крестьяне деревень Бронное и Озерщина. На 1879 г. прихожан мужского пола насчитывалось 1451, женского – 1401 душа. Занимались они земледелием и лесным промыслом. Ежегодно в доход церкви поступало около 70 рублей. Церковь имела 320 саженей усадебной земли, 48 десятин пахотной и 2 десятины сенокосной. В 20 верстах от храма было 19 десятин земли, за которую притч получал по 13 рублей в год.

При храме существовало церковно-приходское попечительство, а в городе – приходское училище.

Живописная местность, удобное территориальное расположение, прельщало многих посетить этот храм. Знаменательным событием являлось возвращение мощей игуменьи Спасского монастыря прп. Евфросинии Полоцкой. 22 апреля 1910 года, в день Святой Пасхи, рака с ее мощами на пароходе «Головачев» отправилась в дорогу из Киево-Печерской лавры в Полоцк. По пути следования эскадры проходили остановки и торжественные богослужения. В Речицу Святая княжна прибыла в 9 утра 25 апреля 1910 г. Когда пароход остановился, рака с ее мощами была снесена на берег. Затем, крестным ходом доставлена в Успенский собор, где святые мощи находились 3 дня. На протяжении этого времени епископ минский Михаил, киевский епархиальный миссионер отец М. Митроцкий, отцы Севбо, Лотоцкий, Мелиоров читали проповеди. Посмотреть и помолиться сюда приехало множество паломников. Из духовенства Речицкого уезда в этом знаменательном событии приняли участие: отец К. Бирюкович, о. Н. Можаровский и протоиерей Иосиф Рыбцевич.

Событие пребывания мощей преподобной Евфросинии было освещено в «Минских Епархиальных Ведомостях», вот небольшая выдержка: «Речицкие торжества! Кончились Речицкие торжества. Трудно подвести итоги им, но главные выводы уже можно сделать. И первый, самый утешительный вывод тот, что народ наш по-прежнему религиозен… Второй вывод еще более радостен для нашего национального сознания: народ наш остается предан Православной вере… Третий вывод: несмотря на стечение народа из разных уголков края, вы отлично понимаете говор народный, так как это есть говор русский… Четвертый вывод печального характера: интеллигенция наша, в громадном большинстве своём, почти откололась от народа; она чужда народным радостям; сильные религиозные события, как напр. прибытие в Речицу св. мощей преподобной Евфросинии, не интересуют «передовую» часть нашего общества; мало, слишком даже мило было представителей её на торжествах… Итак, великое совершилось. Нам остается одно: молить «мудрую деву» преподобную Евфросинию защитить наш русский край от посягательств католиков и поляков».

В 1913 году собор и город не остался без внимания своего архипастыря Преосвященнейшего Митрофана Епископа Минского и Туровского: «28 августа с. г. Его Преосвященство, Преосвященнейший Митрофан, Епископ Минский и Туровской, в три часа по полудни прибыл на ст. Речица. К прибытию Владыки вокзал был красиво убран зеленью, национальными флагами и инициалами Его Преосвященства. На железнодорожном перроне собралась для встречи Владыки вся уездная администрация с предводителем дворянства Е. В. Ольдекопом во главе. Едва Владыка показался на площадке вагона, какъ все головы обнажились и раздалось стройное «ис полла», исполненное учениками и ученицами городских учебных заведений. Владыка принял депутацию от города, приветствовавшую его с благополучным прибытием, и благословил поднесенную ему городским старостой хлеб-соль. Против места остановки вагона Владыки была устроена часовня из зелени, увенчанная крестом из цветов и иконою Святителя Николая. Преподав благословение встречавшим его лицам и собравшемуся на вокзале народу, Его Преосвященство проследовал к поданному ему экипажу и отбыл в город… В 6 ½ ч. вечера того же числа Его Преосвященство прибыл в Николаевскую городскую церковь, где, после торжественной встречи на церковном погосте и приветственной речи настоятеля храма, свящ. Н. Можаровской, изволил совершать всенощное бдение… По окончании всенощной, Владыка обратился к народу с речью о духовной связи пастыря со своей паствой…

29-го Августа, в день праздника Усекновения главы Св. Иоанна Предтечи, Его Преосвященство в 9 ч. утра изволил совершать божественную литургию в Речицком городском Соборе. В сослужении с Его Преосвященством были: Прот. 1. Рыбцевич, Прот. В. Якубович, благочинный 1-го округи К. Бирюкович, свящ. Ст. Кульчицкий, свящ. М. Дроздовский и свящ. I. Киркевич. По прочтении Евангелия, пред сбором пожертвований на общества трезвости, Владыкою произнесено было слово о святом пророке Иоанне Предтече и пагубности воздействия вина на человека, и затронул благодарственными словами общество трезвости, состоявшее из 12 человек, находящегося под небесным покровительством св. мученика Вонифатия.

По окончании литургии владыка снова обратился к пастве с призывом о внесение лепты на строительство часовни в честь Федоровской иконы Божией Матери, фамильной святыни нашего Царствующего Дома. Текущий год был ознаменован многими юбилейными воспоминаниями, но наиболее светлым и радостным для сердца русского человека является 300-летняя годовщина царствования дома Романовых. Сооруженная часовня и является выражением благодарного воспоминания великих заслуг и благодеяний для России со стороны Царствующего дома… По окончании речи Владыки открылся крестный ход к месту закладки часовни, где прежде всего был совершён молебен Пресв. Богородице и в конце его, после прочтения молитвы, Владыкой было окроплено самое место закладки и положен был первый кирпич. После многолетия Государю Императору и всему Царствующему Дому крестный ход возвратился в Собор. Милостиво простившись со всеми и раздав на память детям крестики, Его Преосвященство в 2 ч. 55 м. отбыл из г. Речицы для дальнейшего следования по епархии в сопровождении — предводителя дворянства Е. В. Ольдекопа, члена Государственной Думы».

 

Речицкое духовенство в 1914г. Слева на право сидят: настоятель Свято-Успенского собора протоиерей Иосиф Рыбцевич, настоятель Николаевской церкви Николай Можаровский, инспектор церковно-приходских школ Иоанн Киркевич, священник Свято-Успенского собора отец Евстафий Лотоцкий. Стоит диакон Николаевской церкви Константин Браусевич.

Период религиозных репрессий затронул своей жестокостью духовное наследие Гомельщины. С 1917 г. в г. Речице постепенно было ликвидировано все духовенство. В поисках средств для помощи «голодающему Поволжью» в 1922 году комиссия уездного исполкома изъяла из храма наиболее ценную культовую утварь: кресты, лампады, кадила и т.п. – всего 81 серебряный предмет, общим весом более 11 кг. В 1934 г. Успенский собор закрыли. А позже его перестроили в Дом Социалистической культуры. В бывшем храме изменили интерьер, снесли колокольню и купол, вблизи возвели деревянную пристройку в стиле “Сталинский классицизм”. Был надстроен второй этаж, где находились центральная городская библиотека и малый зал для заседаний. На первом этаже был оборудован зал на 300 мест с балконом и механической сценой, два фойе. В пристройке располагалась детская библиотека им. Гайдара и краеведческий музей. На переоборудование было израсходовано 760 тысяч рублей. Помещение увеличилось в три раза.

В 1940 г. храм и пристройка были поражены пожаром. При вступлении в Речицу немецких захватчиков, повредилась и внутренняя часть здания. В конце 1941 г. силами верующих, в храме был проведен ремонт и начались богослужения. Оккупанты не стали ущемлять чувства прихожан.

Советские власти придерживались иного мнения.  В декабре 1944 года был поставлен вопрос о превращении храма вновь в городской Дом соцкультуры. Однако верующие отнеслись к этому крайне негативно. Война еще не была закончена, отношение государства и церкви только укреплялись и, осознав непопулярность своего решения, власти отступили.

В 1947 г. исполком Гомельского облсовета принял решение «Об освобождении помещения Речицкого городского Дома соцкультуры, занятого приходской общиной верующих». Прихожанам предлагалось устроить молитвенный дом в деревянной постройке по ул. Кооперативной площадью 91 кв. м, в которой на тот момент размещался колбасный цех потребсоюза, а также жили 4 семьи. Эта постройка была перевезена из д. Ребуса, в которой размещалась школа. Переселить общину обязали к 15 июню 1948 г. Верующие отказались покинуть здание собора. Тогда переезд осуществляли работники городского коммунального хозяйства, в административном порядке перевезли весь «культ-инвентарь». Не ожидая официального оформления изъятия здания храма, исполком запретил пользование собором и закрыл его на замок. Новый молитвенный дом вмещал не более 150-200 человек, хотя средняя посещаемость была до 700 человек. Верующие начали борьбу в защиту храма, настоятелем которого был протоиерей Михаил Кротт. (Речичанин родился в 1885 году под Василевичами, в крестьянской семье. С 1933 по 1940 года он был настоятелем Хойникской церкви. На три года был осужден к высылке в г. Барнаул. Вернувшись весной 1944 г. протоиерей М.Кротт стал настоятелем Свято-Никольского храма в Гомеле. Благодаря авторитету и активности он оказался единственным священником, включенным в Чрезвычайную комиссию по выявлению преступлений и злодеяний немецко-фашистских захватчиков на оккупированной территории Гомельщины. В апреле 1947 г. митрополитом Минским и Белорусским Питиримом протоиерей Михаил был назначен исполняющим обязанности настоятеля Речицкого Успенского собора).

В мае 1948 г. вопрос о Речицком Успенском соборе был рассмотрен в Москве на заседании Совета по делам Русской православной церкви при Совете Министров СССР. Совет, «учитывая, что собор капитально переоборудован и не сохранил внешнего церковного вида», с решением местных властей согласился, но учел интересы верующих. Предоставленное взамен собора помещение было признано непригодным, и до момента подбора нового варианта и перемещения в него нового храма постановил «не чинить препятствий службе в соборе».

В 1999 г. решением горисполкома здание собора было передано городскому православному приходу. Н.Н Зарезако, будучи мэром города Речицы, поддержал идею восстановления храма. Впоследствии, за оказанную помощь, он был награжден Орденом «Князя Владимира». По благословлению Архиепископа Гомельского и Жлобинского Аристарха, настоятелем собора был назначен протоиерей Алексей Пешко. Много желающих откликнулись внести посильную помощь в это богоугодное дело восстановление собора.

Возобновились богослужения возле стен храма под открытым небом.

Во дворе собора в 2000 г. было совершено первое Пасхальное богослужение. Обретший вторую жизнь, храм 26 июля 2003 г. освятил Митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси.

На литургии из рук Патриаршего Экзарха Митрополита Филарета награду получил настоятель собора протоиерей Алексей Пешко – право ношения митры.

Общими усилиями были проведены работы по благоустройству собора.  Администрация города провела субботник. На собранные деньги приобрели кирпич для строительства колокольни. Прихожане тоже внесли свой вклад в общее благое дело. Чтобы увековечить память, в знак благодарности на кирпичиках собора записаны имена жертвователей. На Минском предприятии «Отменное литье» для этого храма отлили благовестники весом 2000 кг, 524 кг, 330 кг и др. – всего 12 колоколов. Главный колокол венчает надпись: «Лит сей колокол в лето 2007 г. от Рождества Христова на средства, собранные жителями града Речица при правящем архиепископе Аристархе и настоятеле протоирее Алексее Пешко». 22 сентября во время проведения в г. Речице фестиваля «Дожинки 2007», Свято-Успенский собор предстал перед гостями праздника в своем первозданном виде, торжественно приветствуя колокольным звоном Президента Республики Беларусь.

В настоящее время Свято-Успенский собор не просто живописно дополняет архитектуру города, а украшает Речицу своим величием и грациозностью. Храмовая территория состоит из основного здания храма, церковной лавки, часовни для освящения воды и административно-хозяйственного здания. Часовня была построена в честь иконы «Живоносный источник» на пожертвования прихожан к 1020-летию Крещения Руси и освящена Архиепископом Гомельским и Жлобинским Аристархом в 2008 году. В административно-хозяйственном здание размещается воскресная школа, просфорня и рабочий кабинет настоятеля собора. Ежегодно храм пополняется церковной утварью.

В 2011 году было приобретено два киота с образами в честь святителя Николая Чудотворца и «Казанской» иконы Божьей Матери. Так же были приобретены киоты для икон преподобного Сергия Радонежского, преподобного Серафима Саровского, великомученика и целителя Пантеилемона, для чудотворных образов Божией Матери «Неупиваемая Чаша», «Жировицкая», «Умягчение злых сердец». К освящению собора в 2002 году был написан список с чудотворной иконы Божией Матери Федоровская, особо почитаемой в нашем городе до переворота 1917 года, так как ещё в 1913 году Преосвященнейшим Митрофаном Епископом Минским и Туровским было освящено место закладки часовни в честь данной иконы и заложен был первый кирпич.  В 2019 году на пожертвования прихожан был построен киот для Федоровской иконы Божией матери, а так как сама икона Божией Матери Федоровская двусторонняя – с обратной стороны иконы образ великомученицы Параскевы Пятницы в этом же году был написана икона великомученицы и поставлена в старый киот Богородицы. Сейчас образ святой Параскевы с частицей её мощей, которые в дар преподнёс Высокопреосвященнейший Архиепископ Гомельский и Жлобинский Стефан, находится на солее, где ранее стояла икона Божией Матери Фёдоровская.

В своих молитвах прихожане Успенского собора молятся перед иконами белорусских святых – прп. Евфросинии Полоцкой, прп. Манефы Гомельской, прав. Иоанна Кормянского. Данные иконы святых хранят в себе частицы их святых мощей. В 2020 году прихожанином храма были принесены в дар собору частица мощей священномученика Владимира Митрополита Киевского и Галицкого, расстрелянного в 1918 году.  В 2022году Высокопреосвященнейшим Архиепископом Гомельским и Жлобинским в дар собору переданы мощи святых благоверных князей Петра и Февронии, святителя Феодосия Черниговского и великомученика Пантеилемона. Мощи всех пятерых святы помещены в общую раку и хранятся возле Голгофы.  Иконостас храма пятиярусный, состоит из 24-х икон.

Свято-Успенский собор является центром духовно-просветительского развития. Ему присвоена «3»-я категория историко-культурного наследия Речицкого района. Храм, в первую очередь, живет своей духовной жизнью: в нем проходят ежедневные богослужения, совершаются церковные Таинства. Важным направлением деятельности прихода является забота о духовном возрастании детей и подростков. При храме работает детская и взрослая воскресные школы, кружок изобразительного искусства, проходят выставки и фестивали. Создано общество трезвости имени святого мученика Вонифатия. По воскресным дням в храме проводятся вечера встреч молодежи, на которых за чашкой чаю, обсуждаются насущные проблемы, ведутся беседы на духовные темы с участием священнослужителей. Собор осуществляет социальное служение и оказывает посильную материальную помощь всем нуждающимся. Священнослужители посещают больных и немощных в больницах, интернатах, домах престарелых, навещают одиноких людей на дому. На приходе Свято-Успенского собора духовенством ведётся активная миссионерская благотворительная деятельности. Совместно с отделом образования Речицкого райисполкома ведётся просветительская деятельность в учебных заведениях города и района. При храме действует комиссия по отбору детских рисунков среди школ района для конкурса «Красота Божьего мира». Приход организует паломнические поездки по святым местам Беларуси.

Период возрождения собора затронул многие памятные даты.

С великой радостью прихожане и священнослужители принимали участие в праздновании 100-летия перенесения мощей прп. Евфросинии Полоцкой в 2010 году. Как и 100 лет назад, здесь собралось много людей почтить память Святой игуменьи. В её честь был совершен крестный ход, в котором принимало участие и руководство города.  Величественно и благочинно праздновали прихожане Свято-Успенского собора 140-летие со дня освящения храма в 2012 году. К этому празднику готовились заранее: в храме были заменены окна, окрашены стены в небесно-голубые тона. Епископ Гомельский и Жлобинский Стефан наградил орденом Святителя Кирилла Туровского 2-й степени настоятеля Свято-Успенского собора протоиерея Алексия Пешко. Владыка вручил медали Святителя Кирилла Туровского клирикам храма протоиерею Роману Пешко, протоиерею Ростиславу Мироновичу, иерею Николаю Савостьянову, диакону Сергию Порошину.

В 2015 году в память 1000-летия со дня представления князя Владимира был совершен все городской крестный ход.

В Свято-Успенском соборе служат пять священнослужителей, четыре священников и один диакон, есть 2 хора. До настоящего времени настоятелем храма является протоиерей Алексей Пешко. Вспоминая историю строительства храма с XIX века и до наших времен, настоятель храма подчеркивает: достигнутое стало возможным благодаря пониманию, поддержке и искренней молитве многих. Сколько будет существовать храм, столько будет звучать молитва, обо всех строителях, благодетелях, жертвователях, и тружениках.

В 2016 году начались работы по росписи храма. Была сделана реконструкция подвального помещения под алтарной частью храма и также расписана. Сейчас под алтарём собора находится помещения для совершения Таинства Крещения.  С великой надеждой и упованием на Господа прихожане храма ожидали окончания работ по благо украшению собора, чтобы встретить славный юбилей в молитве и созерцании Божественной красоты в самом храме, и чтобы посредством этой молитвы Божественная благодать разливалась на души людей нашей белорусской земли.

Иконостас и роспись собора.

2017 год является знаменательным для Свято-Успенского собора г.Речицы, так как 145 лет назад, в 1872 году, храм был впервые освящен. Поэтому 23 сентября, собор принял под своими сводами высокое собрание из многих дорогих гостей, приглашенных на торжества по случаю юбилея. Божественную литургию в этот праздничный день возглавил Высокопреосвященнейший Павел, митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси в сослужении Преосвященнейшего Стефана епископа Гомельского и Жлобинского.

26 июля 2018 года Высокопреосвященный Стефан совершил Божественную литургию в нашем Свято-Успенском соборе, который в этот день 15 лет назад был освящен.

В 2021году произведён монтаж праздничной подсветки собора. В этом же году был установлен электронный «звонарь», в фонотеке «звонаря» 43 колокольных звона. Начиная с 8.00 до 22.00 звонарь каждый час «благовестом» отбивает количество часов и каждые 15 минут совершает перезвон малыми колоколами.

В 2022 году в храме установлена памятная доска в память о первом Патриаршем Экзархе Беларуси Высокопреосвященнейшем Митрополите Минском и Слуцком Филарете Герое Республики Беларусь.

Свято-Успенский собор является одной из главных достопримечательностей города Речица. Его нередко посещают гости области и города, так как он известен своей историей и давно уже стал визитной карточкой Речицы. Собор является духовным средоточием православной веры, которая не раз подвергалась тяжелым испытаниям.

Духовенство Свято-Успенского собора г.Речицы в 2022г. Слева на право: иерей Эдуард Бондарь, диакон Сергий Порошин, настоятель собора протоиерей Алексей Пешко, протоиерей Роман Пешко, протоиерей Ростислав Миронович.
Собор накануне своего славного юбилея.

28 августа 2022года помимо престольного праздника собор отметил еще и знаковую дату – 150 лет со дня первого освящения собора. За эти полтора столетия церковь пережила периоды расцвета, упадка и возрождения. И каждому речичанину, кто видел и помнит поросшие зеленью заброшенные храмовые стены, скрывающиеся за фасадом старого краеведческого музея, было особенно отрадно присутствовать на праздничном богослужении и слушать теплые слова высоких гостей о том, что все многолетние усилия и труды настоятеля,

священства, прихожан были не зря. Из-за многолюдства многие верующие слушали службу во дворе – в храме, как и при первом освящении собора 150 лет назад было многолюдно. На мероприятие собрались многочисленные высокие гости. С великой радостью и благодарностью речичане приветствовали Архипастырей, духовенство и гостей прибывших разделить радость молитвенного общения.

Божественную литургию возглавил Высокопреосвященнейший Стефан, архиепископ Гомельский и Жлобинский  в сослужении Преосвященнейшего Леонида, епископа Туровского и Мозырского и Преосвященнейшего Амвросия, епископа Светлогорского, викария Гомельской епархии.

Архипастырям сослужили: секретарь Гомельской епархии протоиерей Георгий Алампиев, благочинный церквей Речицкого округа и настоятель собора протоиерей Алексей Пешко, благочинный Чечерского округа протоиерей Геннадий Хаткевич, благочинный Светлогорского округа протоиерей Александр Кисель, благочинный Гомельского районного округа протоиерей Артемий Кривицкий, Председатели епархиальных отделов и духовенство епархии.

По сугубой ектении была вознесена сугубая молитва о даровании мира. Диаконский чин возглавил протодиакон Роман Куява.

Особо потрудившиеся в Свято-Успенском приходе г.Речицы были удостоены епархиальных медалей и Архиерейских грамот. Среди них – Андрей Мамонтов, Борис Леонов, Татьяна Пешко, Алла Резунова, Нина Пешко, Мария Маслак, Татьяна Полухина, Валентина Мороз, Мария Жовак, Ольга Манила, Мария Налегач, Валентина Селина, Галина Толкач, Валентина Кобец и многие другие.

Преосвященным Леонидом епископом Мозырским и Туровским настоятель собора протоиерей Алексей Пешко и матушка Нина Пешко были награждены медалью Туровской епархии «Святителей Кирилла и Лаврентия Туровских».

В память об этом дне настоятель прихода, протоиерей Алексей Пешко, преподнес Архипастырям памятные панагии.

По окончании Божественной литургии Высокопреосвященнейший Стефан поблагодарил собравшихся Архипастырей за совместную молитву, поздравил причастников с принятием Святых Христовых Таин и обратился к молящимся со словами Архипастырского назидания.

Завершилось богослужение Крестным ходом и провозглашением Многолетий!

Праздник удался, тут сомнений быть не может. С достоинством наш собор оглядывается на прошедшие годы и с уверенностью смотрит в будущее. И мы вместе с ним.

В честь празднования 1030-ти летия Православия на белорусских землях, клирики собора протоиерей Роман Пешко, протоиерей Ростислав Миронович, иерей Эдуард Бондарь и диакон Сергий Порошин были награждены юбилейными медалями «1030-летие Православия на белорусских землях» Белорусского Экзархата Московского Патриархата.

 

Просмотрено (569) раз