Радоница

 

Само название Радоница происходит от слова радость, напоминая нам о великой радости освобождения Христом душ, заключенных в аду. Это тоже Пасха, только для усопших. Совершается это поминовение усопших на Фоминой седмице (неделе), во вторник.

Радоница, разъясняет святитель Афанасий (Сахаров) суть этого праздника, обязана своим происхождением тому уставному предписанию, по которому поминовение усопших по случаю поминальных дней (3-го, 9-го и 40-го), не совершается в великопостных службах, переносится на один из ближайших будничных дней, в который может быть совершена не только панихида, но и полная Литургия. В течение Великого Поста такими днями являются только субботы, да и то не все. За последние седмицы Поста и седмицу Пасхи всегда скапливается немало таких поминовений об усопших, которые надо будет справлять в первый будничный день, когда может быть совершена полная Литургия.

Таковым и является вторник Фоминой седмицы, так как накануне понедельника после вечерни нельзя еще совершать панихиду, как должно быть при поминовении. К такому перенесенному на вторник Фоминой седмицы поминовению лишь некоторых имен легко могло присоединиться поминовение и их сродников, так как у нас есть обычай и при поминовении одного усопшего по какому-либо положенному случаю подавать весь свой семейный перечень усопших для совместного поминовения. А к этому поминовению немногих усопших и их сродников естественно могло присоединиться поминовение и всех усопших. В Беларуси в некоторых местах после униатской церкви осталась традиция, в первый четверг после Пасхи на кладбище поминать умерших, это происходило по причине того, что не хватало священников и приходилось совершать требы по усопшим, начиная с четверга. Обычай весенних поминок по усопшим был у наших предков и до принятия ими христианства («Навий день»). Через изменение самой природы смерти после крестной смерти и воскресения Иисуса Христа христианство вдохнуло новый смысл в эти поминки.

Распространившийся же в настоящее время обычай посещать кладбища в самый день Пасхи противоречит уставу Церкви: в течение первой пасхальной недели поминовение усопших вообще не совершается. Если человек умирает на Пасху, то его хоронят по особому пасхальному чину. Пасха — время особой и исключительной радости, праздник победы над смертью и над всякой скорбью и печалью.

На Радоницу следует принять по возможности участие в богослужение, подать записки, чтобы Церковь смогла вознести молитвы за усопших при совершении таинства Евхаристии, и посетить могилки наших близких. С древних времён, уже начиная с III века, христиане до Радоница наводили порядок на могилах своих усопших родственников и близких людей, если рядом находились могилки по каким-либо причинам, оставшиеся не ухоженными, то и на этих могилах наводили порядок, такой пример возможно следует перенять у наших предков. На сам праздник на могилках следует помянуть добрым словом умерших и помолиться Господу о упокоении усопших душ. Не следует в этот день привозить на могилу пасхальные куличи, яйца, какую-либо еду, так поступали и поступают люди, выражая своё невежество по отношению к своим усопшим родным и близким. Мы знаем из курса школьной истории, что при смерти какого-либо язычника, с ним в могилу отправляли пищу, утварь хозяйственную, а порой для умилостивления своих богов приносили в жертву слуг и даже жену умершего, что полностью противоречит христианскому учению.

Эдуард БОНДАРЬ, ответственный за катехизацию и религиозное образование,

помощник благочинного Речицкого округа

Просмотрено (2) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *